pterozavtr (pterozavtr) wrote,
pterozavtr
pterozavtr

Сказка-ложь

L_JmnfXog8EРассказывать сказки на Украине сейчас модно. Этим активно занимаются украинские СМИ, а также первые лица, включая министра обороны Гелетея, который недавно поведал миру о применении Россией по Украине ядерного оружия. Но это все сказки для взрослых, так сказать, 18+. Рано или поздно инженеры человеческих душ должны были спохватиться, что страшными патриотическими побасенками остаются не охвачены те, для кого обычно они и сочиняются - дети младшего дошкольного. Повестки по всей форме с печатью им уже выписывают и батальоны из них создают, а вот "правильных" сказок для них нет! Непорядок!

Явный перекос взялась исправить львовская писательница и художница Христина Лукащук. В "Издательстве Старого Льва" вышла ее книжка "Казка про Майдан" (Сказка про Майдан), которую автор и иллюстратор презентовала публике 12 сентября в рамках 21 форума издателей во Львове. В книжке 36 страниц и рассчитана она на детишек 4-6 лет. Все илюстрации, за исключением обложки, нарисовала сама Христина. Картинки, надо сказать, весьма странные. Исполнены они в авангардистском стиле, вряд ли близком маленьким читателям, их цветовая гамма холодная, грязноватая и  и мрачноватая, даже на первых, "счастливых" страничках. Некоторые илюстрации прямо-таки бросают в дрожь.

1409739523_9130491b390aa5fc017e3d2cea23107631_bНапример, вряд ли детишкам захочется познакомиться ближе со "столетними гуцулками" - страшными серыми ведьмами, похожими то ли на сов, то ли на летучих мышей и висящими в пустом темном пространстве листа. Или вот картинка с похожими на кукиши бесформенными птицами, вроде из теста, но с живыми глазами,  и испуганной девочкой в нарядном костюме, напоминающей бледную утопленицу-"потерченка" под слоем воды - так художница представляет себе народные праздники.

О чем же, собственно, повествует "казка"? Начинается она ни много, ни мало, с сотворения мира, с Мирового древа-явора, стоявшего посреди синего моря. Жили в кроне этого древа "голуби Божьи", которые, ныряя на дно моря, доставали оттуда разноцветные камни и золотой песок, из чего сотворили небо, звезды и землю. Землю эту они назвали Украиной. Разумеется, первые люди тоже были украинцами. Жили бы они себе счастливо, окруженные природными чудесами, если бы не злые и завистливые соседи, которые то и дело нападали, словно хищные звери и птицы, пытаясь "урвать шматок" украинской земли (на картинке - Украина в виде избитой-исцарапанной красавицы, с которой, медведи, волки и коршуны сорвали бусы из алых ягод). Добрых соседей в пространстве сказки нет вобще - если не считать за них водяных с русалками и потерчатами, да "столетних гуцулок".

Дальше история с географией заканчиваются и начинается политика. Расказав о том, что Украина пережила много правителей, одни приходили издалека (вероятно, оттуда, где обитают хищные звери, откуда ж еще?), других люди
10416605_10203653059941248_1358831542117662978_n выбирали сами, автор разворачивает картину падения нравов. Оказывается, работа правителей - делать так, чтобы в небе не собирались тучи "птиц зла" (правитель - это что-то вроде пугала? Ну да ладно). Со временем правители все больше забывали о своих обязанностях, потому что начинали поклоняться "золотому божку", отчего вместо сердца у них образовывалась "черна пустка".  Ну, а самым-самым жадным был последний правитель, чем беднее становились люди, тем больше вырастал дворец правителя. На картинке огромного дворца мы не видим, видим смешного человечка в короне, крадущегося к двери в кладовую, где на полках стоят, закатанные в стеклянные банки, "заводы-пароходы" и прочие краденые сокровища. Вероятно, так, с точки зрения автора, видит богатства страны ребенок - в виде бабушкиного погреба с заготовками на зиму.

Рассказ о Майдане немногословен. но торжествен. Однажды у людей лопнуло терпение и они вышли на Майдан. Все, чего они хотели - "избавиться от несправедливости и злодеев, чтобы последний правитель из услышал". "Оружием их были молитва, песня, слово". Картина  рисуется исключительно благостная - ночной Майдан видится автору "звездным небом, спустившимся на землю". Ни багрового адского огня горящих покрышек, ни застилающего все вокруг черного смрадного дыма. Ни, конечно же, цепей, арматуры, булыжников и "коктейлей молотова" - только слово. Так и вспоминается известное речение одного гангстера про "доброе слово и пистолет"...
1410645589_580681_3_w_1000
Дальше - страшнее. Над стоящими на Майдане закружили "хищные беркуты" и стали нападать на белых голубей, неся "страх и холод смерти" (привет толкиновским назгулам!). Соответствующая картинка чудовищно лукава. На ней нет ни беркутов, ни голубей. На одной стороне, в зловещей тьме, - бойцы "Беркута" - совершенно одинаковые бурые роботы, чем-то напоминающие то ли злобных пришельцев-далеков из сериала "Доктор Кто", то ли патроны. С черными дырками на месте сердец (прозрачный намек на то, что служат они исключительно "золотому божку"). На другой, светлой стороне - люди, разные, с живыми симпатичными лицами и с пришпилеными на груди жовто-блакитными сердечками. Правда, кое-кто, исторической правды ради, в балаклавах. Есть даже две совершенно одинаковые фигурки, а у доктора и священика-униата похожие лица. Вероятно, этот разворот, кроме всего прочего может использоваться для развивающей игры: "найди двух одинаковых майданщиков". У каждого из бойцов Майдана - щит, лишь чуть прикрывающий тело, и трогательная, размером с кухонную скалку, бита. Пардон, а как же молитва и слово? Впрочем, у священика вместо скалочки - крест. Тоже вполне себе опасное ударное оружие в умелых руках...

Далее, на выкрашенном в жуткий малиново-красный цвет развороте рассказывается о том, как закипела битва, как не выдержали "хищные беркуты" и разлетелись, только черные перья посыпались. Правитель в страхе сбежал, народ победил. А души погибших божьи голуби подняли на крыльях "до самого солнца, до самого Бога". Из их крови посреди Майдана выросло новое дерево ("йолка"?), которое разрастается на полсвета,  в тени его кроны вызревает новая жизнь. А в небе кружат белые божьи голуби. Все.

32c132b075Ни "служителей золотого божка", преспокойно оставшихся у власти, ни нищающего народа, ни кровавой гражданской войны на Юго-Востоке. Только райская благодать и сплошная "перемога". К концу сказка все больше становится наглой ложью, не рассказывающей малышам, пусть и в фантастической форме, о реальности, а формирующей совершенно искаженую картину мира с зияющими пустотами. Черно-белое мышление, абсолютное расчеловечивание противной стороны, представление об Украине как чуть ли не единственной населенной людьми земле, в окружении чудовищ и хищных зверей - вот что насаждает эта история с картинками в детских душах.

Что заставило писательницу, которую до сих пор волновали, мягко говоря, недетские темы (ее последний роман с красноречивым названием "Курва", целиком посвящен сексуальным отношениям, да и предыдущие книги следует беречь от детей), сотворить продукт "для детского питания"? Об этом можно только гадать. Но Христина Лукащук не сильно изменила себе - ее "сказка" - это самый настоящий разврат.

Обложка книги, нарисованая другим художником - единственная яркая и сочная картинка во всей книге, она изображает пышно разодетую черноволосую красавицу в короне - то ли Украину, то ли Богородицу. В аннотации сказано. что она может служить детишкам "иконой-оберегом". Хорошо бы, чтобы кто-нибудь на Небе или на земле уберег украинских детей от подобного ядовито-мутного чтива. Это ведь только первая ласточка. Будут и другие "шедевры"?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments