pterozavtr (pterozavtr) wrote,
pterozavtr
pterozavtr

И вновь слишком просто о сложном



Приехав в воскресенье рано утром в Москву и желая скоротать время, посмотрела в интернет-клубе на Ленинградском вокзале достаточно свежий (2014 года) мульт "Семейка монстров" (в оригинале - "Коробочные тролли"). Заинтересовало среди прочего то, что мультфильм не компьютерный, а кукольный - редкость в наше время.

По итогам, это еще один прекрасный мультфильм, который не стоит смотреть детям, но который зачем-то назван "детским" и "семейным". Я получила истинное наслаждение, детям же его, на мой взгляд, смотреть не надо по нескольким причинам сразу.

Первое - стилистика, весьма и весьма гротескная. Там нет красивых лиц и фигур - ни у отрицательных (что довольно обычно для сказки), ни у положительных персонажей. Все люди в той или иной степени уродливы или несимпатичны. Особенно неприятны лица. Даже у главных положительных героев-детей намеренно ассиметричные черты. Возникает ощущение, что весь город Сырбург населен монстрами, и настоящие монстрики на этом фоне как-то даже выигрывают - тролли, в конце концов, и не предполагаются красивыми.

Второе - то, что, скорее всего, породило первое - общая атмосфера мизантропии. Кроме Эггза, его отца - чокнутого изобратателя Герберта Тробшо, и подружки Эггза - Винни Рокфор де Бри, не могу припомнить ни одного положительного персонажа. Да и эти персонажи в той или иной степени ущербны. Эггз - своего рода "маугли", ребенок выращенный добрыми, но неотесанными троллями, живущими в канализации. Герберт Тробшо, хоть и добр, и благороден, но безумен, а Винни смела, но избалована и при этом страдает от полного отсутствия контакта с "элитными" родителями, к тому же испытывает болезненную тягу к кровавым фантазиям. Остальные люди - просто трусливая, глупая и легко манипулируемая масса.

Третье - несколько размытый образ зла. Главный злодей - люмпен, желающий пробиться на верха. Конечно, во многом на таких опирался фашизм, когда рвался к власти. Но Хватсон на фашиста не особо тянет, он злобен, но мелок и пародией на Гитлера становится только в приступе сырного безумия. Вообще сыр почему-то является в мультике символом элитарной изысканности (как тут не вспомнить страсти по пармезану!). Но вот интересно, что было бы, если бы у Хватсона не было летальной аллергии на сыр? Ему бы все удалось, несмотря на сопротивление главных героев? И что означает сама эта аллергия - не лезь, быдло, в элиту? Или что власть губит того, кто к ней слишком сильно стремится? Не слишком ли просто? Губить-то она губит, только далеко не сразу и порой вместе с целыми народами и цивилизациями.

И, наконец, идея о том, что всякий преследуемый - по определению милый и невинный. Нет, ситуация, показанная в мультфильме - вполне жизненная, когда демонизация кого-то, а потом и преследования, развязываются истинными негодяями в весьма неблаговидных целях. Так, собственно и было в гитлеровской Германии и если бы только там! Но опять же, не все так просто. Я сама органически не выношу охоту на человека. Но бывает и так, что то, что объявлено злом, им и является. Тревожно, что во все большем количестве мультфильмов детям внушается, что "монстров не существует", что с тем, кто казался страшным, плохим и злым, можно подружиться, и он окажется на самом деле хорошим, а его гонитель - злодеем. Опасная идея, как и многие идеи в духе "толерантности", хотя по отношению к расам и народам, несомненно, верная.

В общем, мультфильм хорош для взрослого зрителя, который понимает заложенные авторами отсылки к реальности, он дает возможность посмеяться, задуматься и поспорить. Для ребенка же эстетика мультфильма скорее вредна, а слишком "взрослые" темы могут быть восприняты им примитивно и истолкованы превратно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments