pterozavtr (pterozavtr) wrote,
pterozavtr
pterozavtr

Возмужание героя


На вчерашнюю постановку вагнеровского "Зигфрида" в Мариинском театре я шла с некоторой опаской. Не так давно довелось сходить на "Севильского цирюльника" в том же театре и впечатления остались двойственные. С одной стороны в комедии, в том числе классической, допустимо почти любое штукачество, с другой смешение костюмов чуть ли не всех эпох (хорошо, что не было одежд из шкур, римских тог и космических скафандров) и огромные гротескные куклы, бродящие по сцене и залу, производили впечатление некоторой неуместности.

Фото декораций "Зигфрида" тоже наводили на мысль о, мягко говоря, не совсем классическом прочтении, однако в реальности художнику и постановщику удалось создать вполне органичную атмосферу древнего мифа о богах и героях. Очень понравилось то, что не было попыток изобразить напрямую поединок с Фафнером - змей вообще не появлялся на сцене, слышен был лишь его голос, а лежащие тут и там поверженные драконоподобные истуканы вполне создавали представление о происходящем. Единственное, пожалуй, что слегка неприятно "царапнуло" - нечто вроде надувных сперматозоидов, использованных в оформлении третьего действия. Впрочем, возможно, художник имел в виду что-то совсем другое...

Мощная вагнеровская музыка, не только отличные голоса артистов, но и их игра (особенно впечатлил жалкий с виду, но весьма коварный карлик-нибелунг Миме в исполнении Василия Горшкова) заставили пять часов пролететь незаметно. Сюжет воплощенного на сцене мифа показался очень современным и близким. Ведь наше время очень нуждается в героях, но очень многие молодые люди, которые героями могли бы стать, так и не догадываются, как догадался Зигфрид, что их дурачат, держат за марионеток, не дают повзрослеть, суют в руки никуда не годный хлам вместо настоящего оружия для борьбы со злом и не позволяют вспомнить славные деяния предков. Зигфрид сумел добиться правды и покарать ложь. Современному юноше это куда труднее, так как современные "нибелунги" стали куда изощреннее в своих хитростях и первым делом учат свои жертвы страху и безволию. В одиночку вырваться из их сетей и перековать отцовский меч, пожалуй, уже не получится, придется все же не только тосковать по несуществующему "доброму другу" но и всерьез искать друзей и товарищей, взрослеть и бороться со злом плечом к плечу с ними... И восславление не только Любви, но и "ликующей Смерти" вряд ли может привести к победе - мы помним, кто слишком буквально понимал и слишком стремился воплотить такие идеи в реальность и что из этого в итоге вышло...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment