pterozavtr (pterozavtr) wrote,
pterozavtr
pterozavtr

О фейках

Излюбленная тема промайданной, прокиевской пропаганды: российские СМИ все врут, "сепаратисты" распространяют по соцсетям фейки. Ни совести, ни чести у проклятых "колорадов"! Смотрите и слушайте укросми, читайте майданные паблики и группы - у нас вся правда!
Ну что ж, вот навскидку пример "правды", запощенный на одном из форумов, где идет достаточно бурное обсуждение украинских событий. Душещипательный демотиватор:



И подпись: Луганск. Террористы прикрываются детьми во время штурма погранотряда. pic.twitter.com/g3SXuYfhFy


Майданные "кибервойска", когда им удается поймать патриотические паблики на использовании "левых" фотоматериалов, очень любят, похохатывая, ссылаться на поиск в google по картинкам, о котором "тупые ватники" не подозревают. Что ж, воспользуемся этим действительно полезным сервисом http://images.google.com/. Поиск приводит на этот вот адрес:

http://www.usatoday.com/story/news/world/2014/04/19/putin-ukraine-call-in-show/7826825/ Новость от... 19 апреля. Под соответствующим фото подпись: Pro-Russia militants evacuate children from nearby apartments during a battle in Lugansk. (Photo: Sergey Gapon, AFP/Getty Images) ("Пророссийские ополченцы эвакуируют детей из ближайших домов во время боя в Луганске")

Комментарии излишни...

Так что же, все наоборот - фейками грешат "свидомиты", у нас же все чисто? Увы, нет. Хотя, если сравнить процент вранья, наглого вранья и совершенно бессовестного вранья, то укросми вне всякой конкуренции. Но непроверенные и ошибочные сообщения, случайные фотографии вместо актуальных материалов и тому подобное, увы, не редкость. И если противоречивые слухи в условиях гражданской войны такое же обычное явление, как промозглый дождь в ноябре, то разнообразные некрасивые истории с фотографиями – результат небрежности. Чаще всего – именно небрежности, а вовсе не злонамеренной нечестности.

Как же рождаются такие «доброкачественные фейки»? Основные причины – торопливость, помноженная на лень, и желание во что бы то ни стало «украсить» материал. Идет, к примеру, в новости речь о пострадавших мирных жителях, среди которых оказались и дети. Очень хочется дать к материалу фото раненого ребенка – но снимка, относящегося именно к этому событию, под рукой нет или даже его нет вообще. И тогда автор использует прием, знакомый любому рерайтеру-копирайтеру – он берет подходящее фото из Интернета. Если можно использовать цельнотянутые фото в статьях о торговле кофеварками или строительном деле, то почему бы и тут не пойти по привычной дорожке? Конфликтов в мире, где страдают дети, увы, немало, что-то да найдется.

Новость выходит в сеть… и тут же попадает под прицел какого-нибудь бдительного бойца «киберсотни», который поднимает вой: москали нагло врут, это не Славянск, это Босния времен тамошнего конфликта! И ничего не скажешь – фейк. Хотя по сути-то ничего не изменилось, ребенок действительно был ранен. Только вот неудачным ходом автор новости поставил ее под сомнение, совершив обидный самострел. И если человек убежденный только чертыхнется, то колеблющийся может засомневаться по-крупному – как минимум в данном источнике.

Еще одна причина – простая небрежность. Есть такой хороший прием – использовать рядом фото времен Второй мировой – и современные, с Юго-Востока Украины. И там, и там страдающие мирные люди, и там, и там – звериный лик нацизма. Очень наглядно и действенно. Все бы хорошо, только порой авторы монтажа забывают пояснить, что воспользовались архивными фотоматериалами. И снова вой – фейк, фейк! У «киберсотни» любое лыко в строку.

Вывод ясен: не уверен – не публикуй. Нет подлинного фото – пусть лучше новость идет без видеоряда или можно использовать старую фотографию, но с обязательной подписью: фото оттуда-то и оттуда-то, снято в таком-то году в такой-то «горячей точке», посмотрите – все снова повторяется! Ну, а если уж кто-то ошибся, самим отслеживать такие проколы и сообщать о них в своих же группах. Желательно до того, как ошибку заметит враг. «Свидомиты»-то так не делают, цепляясь за свое многократно разоблаченное вранье, как черт за грешную душу.

Нужно хорошо помнить одно: у лжи длинные, но очень хрупкие ноги. Когда они подламываются, вранье падает на неразумную голову автора – и ладно бы только на него одного. Соблюдайте информационную гигиену – не только «на вход», проверяя то, что собираешься передать дальше, но и «на выход» - при создании своих материалов. Время, затраченное на это, окупится, а вот ошибка в информационной войне, как и в обычном «горячем» бою, может стоить дорого.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments